понедельник, 6 ноября 2017 г.

Здесь жить нельзя: Нижний Тагил



Не знаю, как Урал воспринимается в других регионах страны, но для уральцев все последние десятилетия он был "опорным краем державы". Этот мем был самым популярным на советских плакатах в регионе и въелся уральцам в плоть и кровь. Оказывается, родился он в голове Александра Твардовского, но об этом я узнал совсем недавно. "Опорный" – синоним "промышленного". Трудно опираться на хлеба и картофель, а вот на чугун и пушки можно.

Становление Урала как промышленного края связано с временами Петра, когда на многочисленных местных месторождениях железных руд стали расти заводы, производящие чугун, железо и пушки. Много было и золота в нашем регионе. Сначала на местную промышленность опиралась Российская империя, а затем и СССР во время Великой Отечественной. В советское время к пушкам присоединились танки и самолеты, а ассортимент металлов пополнился никелем и другими редкими металлами.
А какой из городов Урала больше всего соответствует амплуа "опорного края"? Городов-заводов у нас пруд-пруди, но самых-самых сейчас два. На Южном Урале (в Челябинской области) – это Челябинск, а у нас – на Среднем Урале – Нижний Тагил. 


Город родился на базе двух металлургических заводов Акинфия Демидова, а с 30-х годов 20 века его главными предприятиями стали два гиганта – Нижнетагильский металлургический завод, позднее превратившийся в комбинат (НТМК), и "Уралвагонзавод" (УВЗ).  


Когда-то и Екатеринбург мог конкурировать с Нижним Тагилом за первое место среди среднеуральских промышленных городов, но теперь гиганты индустрии в столице Урала усохли и скукожились, а в Тагиле почти все осталось по-прежнему – те предприятия, которые долгие десятилетия были символами этого города (НТМК и УВЗ), работают до сих пор. Функционируют и Высокогорский ГОК (который добывает железную руду для НТМК), и "Уралхимпласт".     
Сохранение статус-кво означает, что и экологическая ситуация в Нижнем Тагиле не сильно улучшилась в сравнении с советскими временами. Тем более, что количество автомобилей возросло в разы!
И сейчас город с так называемой Лисьей горы выглядит примерно так же, как и тридцать лет назад. Вот она реальная мощь Страны Советов!

Правда, фото, сделанные зимой несколько вводят людей в заблуждение относительно количества выбросов НТМК (как позаимствованная мной фотография Ильи Варламова). Дело в том, что при морозной погоде большая часть того, что входит из труб предприятия – это пар. 
Когда температура плюсовая, пар исчезает, и выбросы становятся менее эффектными. Но все равно достаточно внушительными. Невооруженным глазом видна выброшенная  в небо гадость рыжего и черного цвета.
– Мы вас похороним! – сказал как-то Никита Хрущев нашим американским и европейским друзьям. Ради этой достойной цели десятилетиями трудились десятки тысяч нижнетагильцев, загрязняя прилегающую местность. Сейчас цели несколько поскромней: НТМК стучит, дымит и пахнет ради обеспечения безбедной жизни Романа Абрамовича и Александра Абрамова, а УВЗ ради понтов (танк "Армата", думаете, для войны предназначен?…).
Стоят ли эти благородные цели того, чтобы Нижний Тагил занимал высокие места в рейтинге самых грязных городов России? Наверное, да. Ни разу не слышал, чтобы тагильчане всерьез потребовали, чтобы вместо покупки себе яхт и дворцов Абрамович и Абрамов провели модернизацию главного городского загрязнителя - НТМК и избавили город от бензпирена, сульфата железа, фенола, бензола и аммиака в высоких дозах, да и просто ужасной вони, которая нередко добирается до жилых кварталов с коксохимического производства НТМК. Вероятно, местных жителей вполне устраивает, что в 2011 году Тагил занял 15-е место в списке самых грязных городов страны, а в 2012-м – 16-е.
В 2015 году в городе было зафиксировано разовое превышение ПДК по бензпирену в 15 раз! И это тоже  мало кого беспокоит.


Думаете, на заводе случилась авария и был выброс? Нет – это норма для НТМК. Естественный для комбината выдох!
Ранее комбинат дышал еще более смачно, но сейчас, похоже, выбросы диоксида азота, которые за цвет и форму называют "лисьим хвостом", стали поменьше. 
 


Помимо НТМК сильно портит воздух в Тагиле Лебяжинский аглоцех Высокогорского ГОКа, где обогащают руду. Его трубы дымят не всегда, но мне в апреле 2018-го повезло – предприятие трудилось, засучив рукава, и его ядреный черный дым несло прямо в центр города.

 В тагильском воздухе много диоксида азота (тут, вероятно, значительная вина лежит и на автомобилях, коих в городе более 100 тысяч на 350 тысяч жителей!) и формальдегида – были времена, когда  фиксировалось превышение ПДК по этому веществу в 5-6 раз! Подозреваю, что формальдегидом снабжает жителей города в основном "Уралхимпласт", хотя если верить оптимистическим заявлениям его пресс-службы, такого не может быть, потому что этого не может быть никогда! Возможен и такой вариант – формальдегид образуется от самых разных источников, в том числе и автомобилей, хотя такое большое превышение только автотранспортом не объяснишь.  В целом уровень загрязнения атмосферного воздуха в Нижнем Тагиле в последние годы характеризуется от "высокого" до "очень высокого".
У города большие проблемы не только с текущим загрязнением воздуха. Специфика Нижнего Тагила не только в том, что предприятия в городе занимают примерно половину всей городской территории – помимо заводов сотни гектаров в городе и рядом с ним заняты заброшенными шахтами и карьерами (особенно много их на севере).

В двух карьерах до сих пор идут работы. На фото вверху Гальянский карьер.

Давно выработанный карьер на горе Высокой, находящийся недалеко от центра города, выполняет функции шламохранилища для работающей шахты Высокогорского ГОКа, собирая в себя неаппетитную жижу.
Другое шламохранилище ГОКа, так называемый Черемшанский пруд, в котором находится около 40 млн. тонн отходов обогащения железной руды,  расположено на западной окраине города на 260 га земли. Большая территория на севере НТМК занята под отходы металлургического производства (там содержится несколько десятков миллионов тонн шлака). 



Изрытая и загрязненная почва не просто ухудшает экологическую обстановку в Тагиле. Из-за шахт и карьеров тысячи гектаров земель выведены из хозяйственного оборота. Город буквально зажат между заброшенными и действующими индустриальными объектами и лишен возможности для развития.
Очень плохо в Нижнем Тагиле с водой. И не только с протекающими мимо реками и речушками, куда сливают свое добро местные предприятия – крайне тяжелая ситуация сложилась с питьевым водоснабжением. Летом 2016 года положение стало просто катастрофическим – из-за того, что два главных источника водоснабжения – Черноисточинский и Верхне-Выйский пруды стали цвести (их не чистили более десятка лет). В результате вода стала подаваться в дома горожан с двукратным превышением ПДК по аммиаку, что сопровождалось наличием соответствующего запаха. Но водоросли не единственная проблема для централизованного водоснабжения города – ранее в этой воде неоднократно фиксировались превышения ПДК по ряду металлов. Так что питьевая вода в Нижнем Тагиле давно уже не питьевая, а техническая. 


Как обстоят дела со здоровьем нижнетагильцев? По официальной статистике все не так уж плохо. Универсальный маркер плохой экологии - заболеваемость раком в 2013 году составила 409 случаев на 100 тыс. населения, что не сильно отличается от среднеобластных показателей (389 случаев). Почему так? Неужели в Нижнем Тагиле живут железные люди, которых ничего не берет? Правда смертность от рака явно выше, чем среднеобластная, но до областных лидеров этого антирейтинга она не дотягивает.
Причина такой не самой удручающей статистики в следующем. Нижний Тагил – город большой. Его центр расположен вблизи от главного загрязнителя – НТМК и недалеко от Лебяжинского аглоцеха. Кроме того, там всегда много автомобилей. Именно в этом районе специалисты Нижнетагильского филиала Центра гигиены и эпидемиологии зафиксировали наибольшую частоту заболеваемости раком. На втором месте по опасности для жизни – район Вагонка, который расположен рядом с "Уралвагонзаводом". Южные микрорайоны, находящиеся в 3-8 километрах от НТМК и еще дальше от УВЗ и "Уралхимпласта"  (Гальянка, Горбуново) более безопасные для жизни. Так что, не очень высокая цифра общей заболеваемости по городу вполне объяснима. Кое-где в городе жить все-таки можно. Хотя есть одна странность: северный микрорайон Тагилстрой, расположенный недалеко от НТМК, тоже оказался в числе благополучных районов по заболеваемости раком! Непонятно, по какой причине.
При анализе подобной статистики также не следует забывать, что применительно к Нижнему Тагилу на снижение заболеваемости сильно влияет такой фактор как большая миграция населения. Как и любой крупный город, Нижний Тагил привлекает работоспособное население со всей округи. Чаще всего, в город едут люди в самом расцвете сил, некоторые с детьми. И приезжают в первую очередь те, кто вырос в деревнях и поселках, где плохо с работой – из тех мест, где с экологией дела обстоят гораздо лучше, чем в Нижнем Тагиле. Естественно, что это приезжее, более здоровое население должно улучшать общую статистику заболеваемости в большом городе. И эти люди, выросшие и окрепшие вдали от нижнетагильской промышленной помойки, вполне вероятно, проживут долго даже в Нижнем Тагиле. Если поселятся в правильном районе. А вот в отношении детей, родившихся в самом городе, такой уверенности нет. На детей плохая экология воздействует гораздо сильнее, чем на взрослых и вырасти здоровым в здешних условиях шансы у них небольшие. В большинстве районов города даже взрослым жить нельзя, а уж детям тем более.





Комментариев нет:

Отправить комментарий