понедельник, 5 июня 2023 г.

Бакал и однополчане: умирающие реликты советской эпохи.

 

Город Бакал в Челябинской области – шахтерский город. С 1757 года и до сих пор здесь занимаются добычей железной руды. Из месторождений вокруг Бакала на сегодня извлекли более 200 млн тонн руды, но это лишь небольшая часть от общих запасов 13 местных месторождений, которые оцениваются в 1,13 млрд тонн!

 

Для тех, кто крайне далек от добычи полезных ископаемых, этот населенный пункт может быть интересен по двум причинам. Во-первых, окрестности Бакала – это край горных озер, который может произвести впечатление даже на искушенного туриста. 

 

Руду у Бакала добывали, в основном, карьерным способом, и на сегодня из 8 больших бакальских карьеров затоплены шесть. Сейчас туристов у горных озер пока немного, но потенциально это одно из самых перспективных туристических направлений не только для Урала. Особенно, с учетом полузакрытых российских границ. 

Второй аспект интересен не столько жителям Бакала, хотя он их прямо касается, сколько сторонним наблюдателям, которые хотят понимать, что происходит с реликтами советской эпохи – поселениями-тружениками, созданными на месте добычи и переработки полезных ископаемых. Многие из них относятся к моногородам – «городам одной компании», как называют их за рубежом. Таких населенных пунктов только на одном Урале несколько десятков и их судьбы, к сожалению, весьма схожи.

Бакал в этом отношений – один из наиболее ярких примеров того жизненного пути, которым идут промышленные моногорода Урала. Сегодня город состарился и потихоньку доживает оставшийся ему срок, что заметно любому человеку, даже на короткое время заехавшему в Бакал. Можно ли дать ему вторую жизнь в сегодняшних условиях? А если нет, что с ним делать? Просто смотреть, как город загибается, а люди как тараканы разбегаются в разные стороны? Из тех, кто еще может куда-то бежать…

 

Краткая биография Бакала

 

Сатка. 1910г. Фото С.М. Прокудина - Горского.

После распространения на Урале власти московского царя освоение новой территории и закрепление на ней пришлого населения происходило с помощью крепостей (центров государственной власти), крестьянских деревень (сел) и рабочих поселков у месторождений полезных ископаемых и металлургических заводов (заводы были привязаны к тем местностям, где можно было перекрыть реку плотиной и создать пруд, вода из которого использовалась для работы заводских механизмов). К моменту появления СССР на Урале была развитая сеть рабочих поселков и возникших на их основе городов, жители которых разрабатывали горы и плавили из них металлы.

Уральские горы – обычно невысокие, но в Челябинской области они нередко достигают высоты более километра. Бакал расположился на склоне горы Буландиха, высшая точка которой возвышается над уровнем моря на 803 метра. По соседству с Бакалом и в одно с ним время, на склоне соседней горы Иркускан (873 м) был основан поселок Иркускан. Бакал и Иркускан - словно близнецы-братья, судьба которых сложилась по-разному. Если Бакал еще жив и какое-то время протянет, то Иркускан по факту мертв, хотя несколько десятков домов там еще стоят.

Иркускан сегодня

Датой основания Бакала и Иркускана считается 1757 год (что увековечено табличками у автомобильных дорог), но постоянных поселений на их месте в то время не было. 


В 1757 году только начали разрабатываться Бакальские месторождения, работа на которых была сезонная (руду добывали с мая по октябрь). Для работы на рудниках их хозяева привозили рабов с железоделательных заводов в Усть-Катаве, Юрюзани и Симе: несколько сотен детей с 12 до 16 лет и сотню-другую взрослых мужчин. Рабочие жили в казармах и трудились по 14-15 часов в день, добывая руду в ямах. Если кто-то думает, что ГУЛАГ в России возник при Сталине, то он ошибается. ГУЛАГ – российская традиция, ее реальная скрепа. 

Перевозка добытой за лето руды на заводы осуществлялась в зимний период с использованием саней. Подобный способ перевозки был вызван тем, что заводы находились очень далеко от месторождений. До самого дальнего из заводов в Симе было около 100 верст. Летом на телегах много руды на такое расстояние не перевезешь.

Через некоторое время после начала разработки рудников в небольшой долине между горами Буландиха, Иркускан и Шуйда появился рабочий поселок, который сейчас называется Рудничный. 

Вид на Рудничный с горы Иркускан. За поселком на горе виднеются отвалы западных карьеров Бакала.

Формально Рудничный более молодой, чем Бакал с Иркусканом (появился примерно в конце 18-го – начале 19-го столетия), но по факту именно он стал первым постоянным поселением в районе Бакала. 


Фотографии С. М. Прокудина - Горского. 1910 г.
 

Железную руду добывали на бакальских месторождениях до революции, но поскольку для этого использовали в основном ручной труд, все это была лишь прелюдия к преобразованию местного рельефа. По серьезному за местные горы взялись лишь при Советской власти, когда для работы на карьерах стали внедряться экскаваторы и грузовики. В результате за несколько десятков лет работ у Бакала, Иркускана и Рудничного срыли минимум две горы!

Все, кто побывал на бакальских карьерах, наверняка был поражен объемом произведенных там работ. Но проще всего оценить титанический масштаб сотворенного людьми, посмотрев на бакальские месторождения со спутника. 

 

Между Бакалом, Рудничным и Иркусканом почти сплошные карьеры и отвалы. Столь активная разработка бакальских руд была вызвана тем, что местные руды являются уникальными по проценту содержания в них железа. Местами содержание железа в руде составляло более 60 % при практически полном отсутствии серы и фосфора. 

 

Поскольку исторически местные рабочие поселки возникли рядом с рудниками, при расширении объема работ карьеры и отвалы стали захватывать территории этих поселений. 

поселок Иркускан и отвалы за ним
 

Больше всего не повезло поселку Иркускан, который оказался зажат между двумя горами, по которым сновали грузовики с рудой. С юга в 500 метрах от ближайших домов поселка разрабатывался Гаевский карьер, а с севера отвалы Восточно-Буландихинского карьера подошли вплотную к домам, остановившись в 100-150 метрах от них. 

 

Восточно - Буландихинский карьер (озеро)

Восточно-Буландихинский карьер законсервирован в 1996-м году. Получившееся на его месте озеро считается самым красивым в окрестностях Бакала. Длина карьера около 1,5 километра, а максимальная ширина 700 метров.

На протяжении 20 века местные геологи открывали все новые и новые месторождения, одно из которых оказалось прямо под городом Бакал. 

Ново-Бакальский карьер
 

Его назвали Ново-Бакальским и начали разрабатывать карьерным способом в 1961-м году. До 2007 года на карьере было добыто около 60 млн тонн железной руды и более 100 млн кубометров пустой породы было перевезено в отвалы. Оставшиеся запасы сырья превышают эту цифру, но их значительная часть находится под жилым сектором южной части Бакала. За свою долгую жизнь карьер съел небольшую часть города, включая старый больничный городок, кинотеатр, школу № 12, детсад и еще ряд зданий.

Здесь был вход в какое-то здание (или больничный городок?), а теперь это край Ново-Бакальского карьера.

Не открою тайны, если скажу, что работающий карьер под боком – это постоянные взрывы, шум, пыль и грязь. И когда люди десятками лет жили рядом с карьерами, вряд ли такое проживание можно назвать комфортным.

С другой стороны, снующие туда-сюда грузовики с рудой – это признаки жизни и надежда на лучшее будущее. Все, кто застал поздний СССР, должны помнить, что простые рабочие на тяжелых работах (в шахтах или на карьерах) получали весьма приличную зарплату, заметно превышающую среднестатистическую. В Бакале такого рода работ было немало. Но не только зарплата могла вдохновлять местных жителей в советские годы. Сам город в послевоенное время быстро рос и развивался. Население Бакала во второй половине 60-х годов превысило 30 тысяч человек. Рост населения сопровождался активным строительством нового жилья и объектов социальной инфраструктуры. 

Нижний Бакал
 

Современный Бакал, по сути, «двухэтажный» город. На «втором этаже» расположена та часть Бакала, которая построена после войны – там здания 50 – 60-х годов. Новый микрорайон города, застроенный панельными многоэтажками, расположен за железной дорогой на более низком уровне, рядом с большим частным сектором. Этот микрорайон расположен довольно далеко от карьеров, и в советское время был более «элитным».


Бакал сегодня

 

С конца 1980-х спрос на продукцию Бакальского рудоуправления стал быстро падать. Плановая экономика разрушилась вместе с Советским Союзом, а в новой рыночной экономике бакальская руда в прежнем количестве стала не нужна. В 1987 году на местных месторождениях было добыто 5,2 млн тонн сырой руды, а в 2002 году только 0,5 млн. Проблема в том, что большую часть оставшихся бакальских запасов составляют сидериты. Металл из них по существующим технологиям получается дорогой, поэтому металлурги предпочитают иное железорудное сырье. 

В 1996 году в Бакале была закрыта фабрика обжига и обогащения сидеритов, а до конца века один за другим были законсервированы четыре карьера. К 2002 году работа продолжалась на 3-х карьерах, но вскоре были закрыты и они. В последние годы в Бакальском рудоуправлении оставалась на плаву лишь шахта "Сидеритовая", а в 2021 году возобновилась разработка Ново-Бакальского карьера.

Сегодня, когда приезжаешь в Бакал, то видишь типичную картину умирающего города. Такое ощущение, что жизнь в нем в последние лет 30 просто остановилась. Город остался практически таким же, как в конце 80-х, но он одряхлел и утратил то, что у него было в те далекие годы.

Человек к старости теряет зубы, волосы и способности сгибать конечности… Бакал потерял не только значительную часть населения (сейчас там около 16 тыс. жителей). Городские объекты инфраструктуры, которые позволяли обеспечивать минимальные человеческие потребности, сегодня постепенно выходят из строя. В городе большие проблемы с водой (горячей нет месяцами; холодная мало похожа на питьевую, а в некоторых местах города ее нет неделями). В начале 2023 года выяснилось, что местная система водоотведения не функционирует, и часть города затопили канализационные воды (об этом узнал вездесущий глава СК РФ Бастрыкин, который поручил возбудить уголовное дело). Спортивные объекты города за прошедшие 30 лет пришли в негодность, а новые строить некому. Когда-то в Бакале был целый больничный городок, но во вставшей с колен России он скукожился до отделения районной больницы города Сатка. 

«Нижний» и «верхний» Бакалы в советское время связывал мост весьма оригинальной спиральной конструкции, который в 1960-е был перекинут через железную дорогу с площади перед Дворцом культуры горняков. В 2008 году мост признали аварийным, закрыли и частично разобрали. 

Для автомобилистов остался один путь из верхней части города в нижнюю – по узкой дороге под железнодорожными мостами, где может проехать только одна машина. Еще один вариант – выехать из города по одной дороге и заехать в другую часть Бакала по другой трассе…

Но не все так плохо! Кажется, дела в Бакале начинают налаживаться! В 2022 году по личному распоряжению челябинского воеводы в городе началось строительство нового моста через железную дорогу вместо разобранного спирального, а в Дворце культуры горняков отремонтировали кровлю! В сетевых СМИ предрекают, что это начало возрождения Бакала…

Новые дома встретить в Бакале непросто, но они есть. В последние годы для расселения людей из аварийных зданий построили целых два многоквартирных дома!

Вместо загибающегося государственного медучреждения любой желающий может обратиться в частную клинику, где имеет возможность без очереди сдать кровь и сделать УЗИ. Были бы деньги.

Нельзя не упомянуть, что в Бакале сохранился кинотеатр (во Дворце культуры горняков). Обычно в таких загибающихся городках кинотеатры умирают первыми.

А если посмотреть на обеспечение бакальских аборигенов продуктами и ширпотребом, то кажется, что бакальчане никогда и не жили лучше, чем при Путине! В город пришли не только «Магнит» и «Пятерочка», но даже сеть «Красное и Белое»! Советские люди о таком не могли и мечтать! Поэтому и не мечтали.


Что дальше? Будущего у Бакала нет.


Как бы мы не выискивали позитив в бакальской жизни, негатив все равно перевесит. Главная проблема Бакала – отсутствие внутренних ресурсов для развития.

Последние лет двадцать Бакал – город-банкрот. Градообразующее предприятие - Бакальское рудоуправление (БРУ) в долгах, как в шелках. Только-только оно запустило Ново-Бакальский карьер, как работы на нем снова были остановлены. В начале 2023 года прекращена работа и в шахте «Сидеритовой». 

Шахта "Сидеритовая"

Планы возрождения рудоуправления появляются постоянно, но воз и ныне там. Областные власти помогают решать руководству БРУ вопросы с налоговыми органами, ищут покупателей для руды, а Бакал в целом отнесен к «территориям опережающего социально-экономического развития», где инвесторам предоставляют налоговые льготы. К сожалению, все эти меры как мертвому припарки. Бакальское рудоуправление не смогло вписаться в рыночную экономику во времена, когда экономика России уверенно росла в «нулевые», а металлы пользовались спросом за рубежом. И какие у нас основания ждать хороших новостей от этого предприятия в будущем - в условиях, когда страну стараются вытеснить с заграничных рынков, а внутри России спрос будет падать, поскольку экономика неизбежно будет скукоживаться из-за санкций?...

Наиболее вероятный сценарий, что тяжело больной БУР все-таки умрет. И около 800 работников предприятия потеряют работу. Значительная часть работоспособного населения, которому еще далеко до пенсии, мигрирует в те уральские города, где есть работа или подастся «на севера». В результате и так небольшая популяция Бакала еще больше сократится, но сам город никуда не денется.

Без градообразующего предприятия Бакал быстро превратится в поселение пенсионеров и бюджетников. Несколько тысяч пенсионеров и бюджетников будут поддерживать местный мелкий бизнес и филиалы торговых сетей. И если вы приедете в Бакал лет через 20 посмотреть на его горные озера, то, скорее всего, увидите много заброшенных зданий, мало людей (значительная часть пенсионеров попросту вымрет), а вместо города вас встретит поселок.

К сожалению, это общая судьба всех уральских моногородов Урала – даже тех, кто пока не похож на Бакал, и где главное предприятие успешно работает. Ведь у них есть одна глобальная проблема, которую никто даже не попытался решить со времен развала СССР.


Главная проблема реликтов советской эпохи

 

центр Верхнего Уфалея

Считается, что социально-экономические проблемы уральских моногородов вызваны тем, что их градообразующие предприятия не вписались после развала Союза в новую жизнь, что привело к их закрытию или резкому сокращению объемов выпуска продукции. На самом деле это представление не соответствует реальности. Причины проблем промышленных городков глубже.

Практически все российские моногорода страдают от недостатка ресурсов для развития, но их отсутствие слабо связано с работой градообразующих предприятий.

У нас на Урале это заметно даже визуально. Уральские города-труженики через 30 лет после окончания советской эпохи выглядят как глубокие старики. В таких городах как Краснотуринск, Кировград, Красноуральск, Усть-Катав, Карабаш и Верхний Уфалей градообразующие предприятия на момент моего приезда работали. В Карпинске, Волчанске и Дегтярске – нет. При этом принципиальной разницы между названными городками я не уловил. Можно сказать, что поселения из первой группы напоминали стариков, которые смогли вставить себе искусственную челюсть, а вторые – на стариков совсем без зубов. 

Там, где есть работающие гиганты советской промышленности, их руководство не только платит зарплату нескольким сотням (тысячам) работников, но и может кинуть пару «костей» местным жителям и профинансировать сооружение (восстановление) местной церкви или спортивного зала (которые сразу бросаются в глаза любому приезжему на фоне всеобщего увядания). Но местное предприятие не будет чинить городские дороги или менять водопроводные трубы, если их руководство не «изнасилуют» местные власти (как произошло с РМК, которую губернатор Челябинской области в 2020 году заставил приводить в порядок территорию Карабаша, прилегающую к «Карабашмеди»).

В общем и целом советская эпоха безвозвратно ушла. При «совке» проблемы города практически по умолчанию были проблемами руководства градообразующего предприятия, которое строило жилье, дома культуры, магазины, больницы, школы, детские сады, дороги, содержало ЖКХ и т.д. и т.п. Именно поэтому такое предприятие и называли градообразующим. Сейчас эти проблемы должны решать исключительно городские власти, которые при всем желании не могут этого сделать. У них элементарно нет для этого денег!

Многие москвичи публично радуются, как похорошела Москва при Собянине. А почему бы ей не похорошеть, если Москва высасывает ресурсы со всей страны? Только городской бюджет у этого города-государства под триллион рублей! В результате создания подобной «пылесосной» системы без помощи «из центра» провинция не в состоянии даже поддерживать собственную инфраструктуру в удовлетворительном состоянии. Города и поселки не способны своими силами осуществлять систематическую замену стареющей канализации, водопроводов, мостов и прочих весьма дорогостоящих объектов. О каком-либо развитии в таких условиях и говорить не стоит.

Для примера, возьму небольшой город Сухой Лог Свердловской области. Это не моногород. В нем два цементных завода и еще несколько работающих предприятий. Город вполне успешен, если сравнивать его с Бакалом и похожими на него Дегтярском или Волчанском. Несмотря на это, несколько лет назад внезапно выяснилось, что в Сухом Логу сгнил водопровод, по которому подавалась вода в город. Проблему пришлось решать в авральном порядке областному правительству, поскольку сухоложцы не могли сами устранить аварию на своем водопроводе. И эта не частная проблема Сухого Лога с обновлением инфраструктуры. Она носит глобальный характер.

Эта проблема возникла в 21 веке в силу объективных причин. В СССР большая часть населения до войны переместилась в города, где десятки миллионов людей жили в коммуналках и бараках (без водопровода и «с удобствами во дворе»). В 50-е годы Советская власть взяла курс на радикальное решение жилищной проблемы горожан. За следующие лет 30 лет была обновлена городская инфраструктура практически по всей стране, включая строительство с нуля комфортабельных районов и микрорайонов не только в городах и поселках, но даже некоторых селах. С тех пор прошло более полувека – срок немалый. По естественным причинам большая часть городских коммунальных сетей и дорожной инфраструктуры нуждается в замене. И замене не по частям, а полностью!

После развала СССР в Москве и крупных городах активно строились жилые здания, офисные и торговые центры, появлялись новые микрорайоны и даже районы, но обновление старой инфраструктуры происходило крайне медленно даже в крупных городах. И понятно, почему. Дело в том, что новое жилое строительство финансировало разбогатевшее население, набравшее ипотечных кредитов, а инфраструктурой должны заниматься местные власти и разного рода «водоканалы», которые в этом не заинтересованы.

В провинциальных городах и поселках ситуация оказалась еще хуже. Даже там, где градообразующие предприятия сохранились и были прибыльны, не было достаточного количества платежеспособного населения, чтобы строить много нового жилья в самом городе (обычно работники с деньгами возводили коттеджи в близлежащих деревнях или на окраинах города – подальше от своего любимого завода, загадившего всю округу). А там, где основное предприятие загнулось, дело и вовсе ограничилось сменой некоторых крыш на домах и покраской стен (по федеральной программе капитального ремонта жилых домов). О замене городской инфраструктуры в моногородах никто и не заикался. 

 

Замена крыш в Волчанске

Подобную ситуацию можно наблюдать и в Бакале. Там заменили крыши и фасады на ряде зданий. Совсем недавно подновили единственную оставшуюся больницу. И о чудо – строят новый мост! Но когда лет через 30 в Бакале соберутся построить нечто столь же грандиозное, то надо понимать, что города уже не будет. Сегодняшние пенсионеры столько не проживут, а без них и уехавшего из города трудоспособного населения, сколько жителей здесь останется к тому времени? Тысяч пять, а может и меньше. Как раз хватит на поселок. Возможно, к тому времени в Бакале еще останется несколько функционирующих многоэтажек, но не факт, поскольку менять местный водопровод и канализацию некому. Тридцать лет они вряд ли продержаться. Скорее всего, большая часть жителей будет проживать в одноэтажных деревянных «коттеджах» с удобствами во дворе.

В тех моногородах - тружениках, где предприятия еще работают, процесс их скукоживания до поселков будет более затянутым, но конец все равно один. Сегодняшние заводы обходятся гораздо меньшим количеством работников. В советское время значительная часть сотрудников градообразующих предприятий занимались различными непрофильными делами. При переходе к рынку этот балласт был сброшен. Новые технологии производства также требуют меньшего количества работников. Во многом в результате оптимизации персонала на основных городских предприятиях за последние 30 лет численность населения «городов одного предприятия» изрядно подсократилась: например, в Красноуральске – с 35 тысяч до 21,5, в Кировграде – с 25 до 18, в Усть-Катаве - с 31 тысячи до 21,5.

Процесс сокращения населения в моногородах не уменьшается, но чем дальше, тем больше он будет идти за счет отправления пенсионеров в лучший из миров – в Ад. Тем временем сегодняшние работники предприятий к наступлению своей пенсии будут пытаться свалить из городов со сгнившей инфраструктурой и отвратительной экологией в свои коттеджи в близлежащих деревнях, а кому это по карману – в домик в Краснодарском крае (в советские времена смена жительства представляла серьезную проблему, поэтому пенсионеры оставались доживать в городах). Новых пенсионеров – жителей в моногородах со временем будет все меньше.

Можно ли как-то изменить тенденцию к превращению промгородов в поселки с потерей соответствующей инфраструктуры? Я думаю, что нет.

В СССР было все просто: «наверху» решили разрабатывать месторождение или построить медный комбинат, после чего приняли постановление, утвердили план, выделили фонды и работа закипела. Сначала «в чистом поле» строили предприятие, а потом вспоминали про людей, для которых начинали возводить жилье и другие социальные объекты. Административно-командная система худо-бедно и криво-косо, но работала. А сегодня нет никакой системы! Ни рыночной, ни командной. И не будет.




 

Комментариев нет:

Отправить комментарий