суббота, 25 марта 2017 г.

Здесь жить нельзя: Каменск-Уральский


Да я бы за одни каменские дороги вынес вердикт: здесь жить нельзя! Но боюсь, что россияне (за исключением москвичей) меня не поймут: что значит, нельзя жить без дорог? Все так живем! Таковы национальные особенности! 

Данный город вреден для живых организмов по иным причинам. Но прежде чем перейти к ним, процитирую коротенькое стихотворение – продукт творчества каменских поэтических дарований (одно слово по цензурным соображениям я заменил):

Зловоннейший СМОГ застилает дворы,
Трубы УАЗА как знак СОТОНЫ,
Здохнуть от РАКа - светит тут ВСЕМ,
Хватит молчать - МЫ ХОТИМ ПЕРЕМЕН !!!
Утром уныло шагает народ,
Как же достал их этот завод!
Гадко воняет, полный капец!
Это дымит Красногорская ТЭЦ.

Может быть, данный стих и не отнесешь к высокой поэзии – зато он довольно точно определил двух главных загрязнителей Каменска-Уральского за всю его историю: УАЗ (Уральский алюминиевый завод) и Красногорская ТЭЦ – когда-то самая мощная станция такого типа в СССР. Вот только сейчас ситуация несколько изменилась. Долгое время ТЭЦ работала на угле, но уже несколько десятилетий станция загрязняет окружающую среду гораздо меньше, поскольку большая часть ее котлов переведена на газ. 

Когда я был там летом 2016-го, то трубы ТЭЦ и вовсе не дымили – летом наши ТЭЦ традиционно отдыхают.
Местный алюминиевый завод пашет с 1939 года без остановки, но сейчас УАЗ не производит алюминий – в алюминиевом царстве Дерипаски опять кризис. Гидролизное производство остановлено и на заводе выпускается только глинозем для последующей выплавки алюминия. Соответственно, и вредные выбросы на УАЗе резко сократились.

В настоящее время главный стационарный загрязнитель в городе - ОАО "СУАЛ-Кремний-Урал", выпускающее кремний. До 1998 года это предприятие было частью УАЗа.  Правда, для каменцев после этой реорганизации ничего не изменилось – как гадил кремниевый цех десятки лет, так и продолжил – на том же самом месте. Глядя на его шесть труб, извергающих густой дым, нисколько не сомневаешься, что по официальным данным Каменск-Уральский является одним из самых грязных городов Свердловской области. Верится по той простой причине, что на кремниевом заводе нет системы газоочистки. Совсем. 

Как запустили его при товарище Сталине без очистных сооружений – так он и портит воздух до сих пор. Систему очистки отходящих газов должны были ввести в эксплуатацию в 2013 году, но приступили к ее постройке лишь летом 2016-го.
Недалеко от УАЗа расположились цеха Каменск-Уральского металлургического завода (КУМЗа). Данное предприятие, к счастью местных жителей, не занимается черновой выплавкой металлов, но и пользы от него для окружающей среды тоже не наблюдается. На КУМЗе плавят алюминиевые заготовки и лом из алюминия, а там, где имеются металлургические печи  – присутствуют и вредные выбросы в атмосферу.
В городе также работает Синарский трубный завод (входит в ТМК), предприятие по обработке цветных металлов, ряд машиностроительных заводов, а также несколько десятков иных предприятий, в той или иной мере загрязняющих окружающую среду.


В Каменске имеются и проблемы с радиацией, поскольку город попал в полосу выпадения радиоактивных осадков после взрыва на ядерном комбинате "Маяк" в 1957 году. В самом городе загрязненных участков вроде бы уже нет – так утверждают официальные лица, но люди пострадавшие от радиации еще живут. Считается, что их больше 6 тыс. человек. Кроме того, радиация может попадать в организм каменцев через продукты питания из пострадавшего от радиации Каменского района (молоко, картофель, овощи, рыба).
И не нужно забывать, что в городе много автомобилей. Особенно вредное воздействие на атмосферный воздух выхлопов автотранспорта наблюдается в районе главной трассы, проходящей через весь город.
Суммарное воздействие стационарных и движущихся загрязнителей превратили Каменск в так называемый "свинцовый" город. В городских почвах и воде много не только свинца, но и кадмия с мышьяком. В воздухе периодически фиксируется превышение ПДК по бензпирену, формальдегиду, диоксидам серы и азота, фторидам, мелкодисперсной пыли. В реке Исеть, которая разделяет Каменск на две части во время недавнего исследования было обнаружено превышение ПДК по меди в несколько десятков раз.
Как результат, Каменский городской округ в 2013 году оказался в первой десятке в Свердловской области по уровню первичных раковых заболеваний: 480 на 100 тыс. человек, а в 2015 году заболеваемость еще больше возросла: 545 случаев на 100 тыс. населения (при 392 – по Свердловской области). Смертность от рака тоже оказалась значительно выше, чем областная (примерно на 20%).  
А теперь о хорошем. Каменск – достаточно большой город. В нем проживает около 170 тысяч жителей на весьма приличной площади, растянутой вдоль главной городской автотрассы, которая сначала идет с запада на восток, а потом поворачивает к югу. Если ориентироваться на эту дорогу, то от одной окраины города до другой примерно 18 километров.


Так получилось, что главные предприятия-загрязнители Каменск-Уральского расположены в самой южной части города – Красногорском районе. Понятно, что при таких размерах населенного пункта вредное воздействие на жителей города осуществляется неравномерно. По официальным данным состояние воздуха над Красногорским районом в три раза хуже, чем в северном - Синарском районе. И заболеваемость на юге также выше. Таким образом, на севере Каменска жить более-менее можно, хотя и не везде: проживать не рекомендуется рядом с Синарским трубным заводом, заводом по обработке цветных металлов, а также вдоль насыщенной автотранспортом городской магистрали.


А вот на юге Каменска жить нельзя практически везде! Но особенно "повезло" жителям самого южного микрорайона, который окружен УАЗом (на территории которого, напомню, дымит и кремниевый завод), КУМЗом, Красногорской ТЭЦ. Из окон некоторых домов этого микрорайона открывается замечательный вид на большой холм южнее УАЗа, который на самом деле является шламохранилищем длиной примерно 600 метров – в нем находится так называемый красный шлам. Вот как выглядит подобный пруд в Германии.


У немцев даже шламохранилища выглядят красиво!
Красный шлам – это жидкие отходы алюминиевого производства, которые весьма опасны для окружающей среды. В шламе довольно много оксида железа — до 35% (этим и объясняется их красный цвет), есть оксиды редких металлов (титана, ванадия, скандия), большое количество оксида алюминия и кремния, оксид натрия, а также примеси серы, фосфора, мышьяка, ртути. Если сказать проще, то в нем собрана разная дрянь.
Пока шлам находится в пруду – это полбеды, но стоит ему вырваться на волю, то наступает полная катастрофа. Он убивает всю растительность и мелкую фауну, которая не может покинуть данную территорию. Подобная авария на шламохранилище произошла в Венгрии в 2010 году, когда из шламового пруда на свободу вырвалось около миллиона кубометров отходов. На фото внизу.


Так вот, в Каменск-Уральском не одно подобное хранилище, а целых три! 


Одно прямо рядом с жилыми домами, а два самых больших расположены на юге от города, но не сильно далеко – километрах в трех от жилых кварталов. Дорога к ним от города вся в красной пыли.

К чему я все про шлам, да про шлам? А потому я про него вспомнил, что после того как заработают очистные установки на кремниевом заводе, на юге города ситуация с атмосферным воздухом должна явно улучшиться. Разумеется, несколько настораживает, что вместо зарубежного оборудования, которое планировали ставить по первоначальному проекту, сейчас монтируется установка российского производства, но будем надеяться, что газоочистные установки наши производители делают лучше, чем сыры. В любом случае даже такой вариант лучше, чем отсутствие какой-либо очистки. Учитывая это обстоятельство, на юге Каменск-Уральского скоро можно ходить без противогаза. И тогда Каменск вывалится из первой десятки самых грязных городов Среднего Урала и упадет куда-нибудь в конец третьего десятка данного рейтинга. И заживут каменцы долго и счастливо. Если только…
Если только Дерипаска не запустит вновь гидролизное производство на УАЗе. И если ничего не случится с красным шламом... Беда в том, что в России "закон Антона Чехова" соблюдается неукоснительно – в отличие от всех остальных законов. Если ружье висит на стене – оно обязательно выстрелит. Если есть склад боеприпасов – он взорвется. Если есть хранилище ядерных отходов – будет утечка. Если есть шламохранилище – его прорвет… И не надо меня обвинять в плохих предсказаниях – Чехова вините! Он во всем виноват.






Комментариев нет:

Отправить комментарий