Городов-металлургов
на Урале не просто много – здесь в каждом втором городе был или до сих пор есть
металлургический завод. Но поселений, где сейчас дымят два и более
металлургических предприятия всего несколько: в Ревде их два, в
Каменск-Уральском - три.
Разумеется, что иметь даже два металлургических
завода-гадюшника – это "редкостная удача" для жителей, а уж три –
просто ни с чем не сравнимое "счастье". С этой точки зрения одними из
самых "счастливых" в нашей стране являются жители Челябинска. В
столице Южного Урала до недавнего времени было целых 4 металлургических
предприятия (ЧМК, ЧЭМК, ЧЦЗ, ЧТПЗ)! Похоже, что это был рекорд для нашей
страны. Так что, отнюдь не случайно челябинцев прозвали "суровыми"!
Ведь металлургические предприятия – одни из самых главных загрязнителей
окружающей среды. Помимо них в Челябинске есть четыре крупных ТЭЦ, на двух из
которых в качестве топлива используется уголь, и десятки иных предприятий
самого разного профиля, в том числе такой гигант как Челябинский тракторный
завод.
Столица Южного Урала постоянно упоминается в списке
самых грязных городов России, занимая достаточно высокие места (12-е в 2013
году), а загрязнение атмосферы по официальным данным варьирует в зависимости от
года наблюдения от "высокого" до "очень высокого" (особенно
много в воздухе бензпирена и формальдегида). И никто давно не удивляется, когда
в безветренную погоду над городом повисает смог – для Челябинска он привычное
явление.
Но, несмотря
на все это, я думаю, что жить в этом городе все-таки можно, и даже весьма
долго. Хотя и не везде. На мой вывод повлияли 2 фактора: размеры Челябинска и
дислокация главных стационарных загрязнителей.
Когда мы говорим о загрязненности того или иного
поселения, то его размеры имеют большое значение. Возьмем, к примеру, такой
городок как Верхний Уфалей Челябинской области. В нем всего один крупный стационарный
загрязнитель - никелевый завод. Но его деятельность затрагивает практически
всех жителей города из-за того, что площадь поселения небольшая. Схожая ситуация в Карабаше. Но чем крупнее город – тем
больше шансов, что часть его территории будет вполне пригодна для проживания
даже при наличии в населенном пункте нескольких предприятий, сильно загрязняющих
окружающую среду. Все зависит от их размещения по отношению к жилым кварталам.
Даже в таком крайне неблагоприятном для проживания месте как Первоуральск
все-таки есть местечки (на севере), где вредное влияние местной промышленности
невелико. Тем ни менее, в целом город для проживания не пригоден. А вот в
отношении Челябинска я бы такого диагноза ставить не стал. По крайней мере, в
отсутствие соответствующей статистики.
Точный диагноз в отношении столицы Южного Урала
сделать не так просто, поскольку в Челябинской области из рук вон плохо
поставлен экологический мониторинг и весьма сомнительная медицинская
статистика. К примеру, в Свердловской области профильное экологическое
ведомство ежегодно готовит доклад о ситуации в данной сфере, где подробно, с
разбивкой по поселениям, дает информацию по загрязнению воды, воздуха, почв, а
также статистику по различным заболеваниям – с указанием уровня заболеваемости
на тех или иных территориях, включая злокачественные новообразования. В
аналогичных докладах по Челябинской области подобной информации совсем мало, а
та что есть - не вызывает никакого доверия. К примеру, в области весьма высокий
уровень первичной заболеваемости раком (в 2015 году - 409 случаев на 100 тыс.
населения) - выше, чем в соседней весьма грязной Свердловской области. Но
смертность от злокачественных новообразований (205 смертей на 100 тыс. человек)
ниже, чем на Среднем Урале! И с чего бы это? Очень сомневаюсь, что с
медицинской помощью в Челябинской области дела обстоят на порядок лучше, чем в
Свердловской области. А вот в том, что статистика у наших южных соседей выдает
нужные руководству области цифры – верится больше. Если верить челябинским
статистикам, то смертность в том же Челябинске от раковых заболеваний не просто
ниже, чем в среднем по Челябинской области и даже всей России, но она ниже, чем
в Финляндии! В супергрязном Карабаше смертность от рака высокая, но с другой
стороны, по данным Министерства по радиационной и экологической безопасности
Челябинской области Карабаш - достаточно чистый город, в котором проблем с
вредными выбросами почти нет. А с чего тогда у вас люди мрут от рака?…
В Свердловской области вряд ли все в порядке со
статисткой, но все-таки прослеживается явная корреляция: если город грязный, то
и смертность от злокачественных новообразований повышенная, поскольку она в
значительной мере зависит от состояния экологии. В Челябинской области с
официальными данными полный кавардак – где-то, вероятно, добросовестно
подсчитывают умерших от рака и тогда получаются такие высокие цифры как в
Златоусте (в 1,42 раза выше, чем по области), в других – считают умерших через
одного, и тогда получаются совсем смешные цифры. Так что, слишком полагаться на южноуральские официальные данные
не стоит.
….Я полагаю, что значительную часть челябинцев
спасают от крайне негативного воздействия местных промышленных загрязнителей
размеры города. С севера на юг город протянулся примерно на 24 километра, с
востока на запад - до 15 километров.
Когда сегодня приближаешься к столице Южного Урала с
севера по федеральной трассе, то с одного из холмов хорошо виден длинный ряд
труб. Если бы они все дымили, то производили бы совершенно убийственное
впечатление. В советские времена так и было. Но сейчас большая часть из них не
подает признаков жизни (по крайней мере, летом).
Эти трубы
принадлежат Челябинскому металлургическому комбинату, который расположен
на северо-восточной окраине города. Комбинат – один из гигантов советской
индустрии, предприятие полного металлургического цикла, которое занимается
производством кокса, чугуна и стали. ЧМК вступил в строй в 1943-м. Комбинат до
сих пор самый мощный загрязнитель Челябинска, но поэтапная модернизация
производства, которая прошла в 21 веке, явно уменьшила объем вредных выбросов.
Тем ни менее,
и сегодня без выброса разнообразной гадости из его труб не обходится. Даже
сейчас можно увидеть над одной из труб так называемый "лисий хвост"
(смачный выхлоп диоксид азота), характерный для металлургических предприятий
старой советской закалки, не заморачивающихся по поводу газоочистки.
Рядышком с ЧМК
приютился Челябинский электродный завод (бывший "почтовый ящик") – он
занимается выпуском изделий из графита и углеродных материалов. И у него с
выбросами из труб все в порядке.
Чуть южнее
этих двух заводов расположился Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК),
а также его шлак и шламохранилище приятного зеленого цвета. Предприятие
работает с 1930-го, производит ферросплавы (сплавы железа с другими
элементами).
В этом же
районе расположена городская свалка, которая официально закрыта в 1992 году, но
до сих пор туда свозится мусор, поскольку новой свалки просто нет. Воздух эта
часто горящая свалка явно не озонирует.
ЧЭМК находится
справа от главной транспортной артерии Челябинска – Свердловского тракта, а
напротив него, через дорогу, разместился Челябинский цинковый завод,
который работает с 1935 года, выпуская сплавы на основе цинка, серную кислоту,
кадмий.
В своеобразном
полукольце главных предприятий-загрязнителей Челябинска оказались жилые
кварталы Металлургического района города - самого северного в столице Южного
Урала, в котором проживает примерно 140 тысяч человек. Вот этим челябинцам
действительно не повезло! Правда, по официальным данным за 2013 год в этом
районе жить гораздо безопаснее, чем в центре города, вдали от главных
предприятий-гадюшников. – Ну что тут скажешь?.. С одной стороны, государственные экологи нам сообщают, что один
Челябинский металлургический комбинат выбрасывает в атмосферу вредных веществ
больше, чем все остальные промышленные загрязнители города, а с другой стороны,
получается, что воздух рядом с комбинатом гораздо чище, чем в центре
Челябинска, в 10 километрах от ЧМК!
Более 80 %
населения города живет южнее северной промышленной зоны. Жилые кварталы
начинаются примерно в шести километрах от Челябинского металлургического
комбината. Вблизи от цинкового завода и, особенно, ЧЭМК (рядом с которым
находится и Челябинская ГРЭС) жить явно не стоит, но чем дальше на юг и запад,
тем меньше вредное влияние этих предприятий.
Северо-западные
районы Челябинска, в особенности, те, где построены коттеджные поселки –
наиболее чистые места обитания челябинцев.
В теории не
должны быть сильно грязными и те жилые кварталы в центре и на юге города,
которые находятся недалеко от огромного лесного массива рядом с Шершеневским
водохранилищем.
На жителей
центральной и южной части Челябинска вредное воздействие оказывают уже не
столько предприятия-загрязнители, сколько автомобильный транспорт. Поэтому, как
и в любом крупном городе, не рекомендуется жить вблизи городских магистралей
(вроде проспекта Ленина и Свердловского проспекта).
На востоке
Челябинска расположена еще одна промышленная зона: к жилым микрорайонам
примыкают газовая ТЭЦ-3, Челябинский тракторный завод, две ТЭЦ, работающих на
газе и угле (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2), а также Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ).
Это предприятие было основано в 1942
году на базе эвакуированного Мариупольского трубного завода. В 60-е годы ЧТПЗ
стал выпускать трубы большого диаметра для советских нефте- и газопроводов, но
сейчас он известен не столько трубами, сколько Иваном Дулиным и красными
труселями Михалыча…
Это
промышленная зона не так опасна как на севере. ЧТЗ – машиностроительный завод.
Выбросов от него немного (в сравнении с ЧМК).
Да и ЧТПЗ теперь не
металлургическое предприятие. До 2013 году на Челябинском трубопрокатном было
собственное сталеплавильное производство (работали две мартеновские печи), но
сейчас всю стальную заготовку для изготовления труб привозят с других
предприятий. После остановки мартеновских печей вредные выбросы ЧТПЗ
уменьшились примерно наполовину. Плохо, что две ТЭЦ в этом промышленном районе
до сих пор используют в качестве топлива уголь, который в случае плохой
газоочистки приводит к выбросам в атмосферу не только угарного газа, оксида
азота и оксидов серы, что свойственно и газовым ТЭЦ, но и токсичных металлов.
Тем ни менее,
после модернизации ЧТПЗ жилые кварталы Ленинского района между Копейским шоссе
и автодорогой Меридиан не так уж опасны для жизни. По крайней мере, воздух
здесь стал явно чище, чего не скажешь про почвы, которые за десятилетия работы
ЧТПЗ и двух ТЭЦ явно загрязнены. Но в отсутствие соответствующей информации,
невозможно сказать точно, насколько высок уровень загрязнения почв в
Челябинске, в том числе и в этом южном районе.
А вот относительно
воды в реке Миасс, протекающей через столицу Южного Урала, известно больше: на
входе в город она характеризуется как "загрязненная", а после его
прохождения - как "экстремально грязная" (в ней чрезмерно много меди,
цинка, марганца, нефтепродуктов…). К сожалению, Челябинск убивает Миасс.
Питьевая вода в Челябинске также далека от идеала, но это общая проблема для
большинства городов России: нашу питьевую воду из крана без дополнительной
фильтрации пить нельзя уже давно.
Подведу итог.
Я полагаю, что некоторые территории на севере Челябинска вполне могут быть
охарактеризованы как зона экологического бедствия (на фото в начале этой статьи хорошо видно, что происходит там в безветренную погоду) . Трудно сказать, сколько именно жителей города проживают на них,
но точно не половина, и даже не треть. Но и 200-250 тысяч человек, живущих в
условиях, крайне опасных для здоровья – это огромная проблема, которую надо
как-то решать. Это население достаточно большого провинциального города, вроде
Каменска-Уральского. Тем ни менее, выносить приговор всему миллионному
Челябинску, как экстремально грязному, оснований нет. По крайней мере, до того
как в 10 километрах на юге от мегаполиса не заработает на полную мощь Томинский
ГОК – предприятие по добыче и переработке медной руды. Тогда, глядишь,
совместными усилиями с севера, востока и юга Челябинск все-таки добьют. Но
поживем-увидим.
P.S. Фото, в основном, не мои - позаимствовал из Сети. Большая часть из них принадлежит Славе Степанову - мастеру фоторепортажей с высоты птичьего полета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий