среда, 25 января 2017 г.

Екатеринбург: город древний, город грязный...



Екатеринбург – достаточно большой город по российским меркам. Один из немногих российских городов-миллионников. По официальным данным в столице Среднего Урала проживает полтора миллиона человек, но фактически живет больше – за счет наших дорогих гостей с Кавказа, Средней Азии, Китая и Вьетнама. Гостей очень много – в некоторых микрорайонах города аборигенов уже меньше, чем приезжих. 

Опасен ли Екатеринбург для проживания с экологической точки зрения? Визуально определить, так ли это – трудно. Здесь нет техногенных пустынь возле предприятий, отсутствуют опасные металлургические и химические предприятия, нет крупных угольных ТЭЦ. Правда, в изобилии имеются автомобильные пробки на основных городских улицах в часы пик, а иногда и вне этого времени. Но кого у нас пугают автомобили? Машина в наши дни как член семьи. 


Если же поинтересоваться теми данными, которые публикуются в официальных докладах, то с экологией в Екатеринбурге просто беда. Город еще не достиг уровня Норильска или Дзержинска, но в списке самых грязных городов России он находится совсем недалеко (в 2012 году был на 14-м месте по объему вредных выбросов!). Екатеринбург - один из так называемых "свинцовых" городов Свердловской области, где почвы буквально пропитаны свинцом. В городе постоянно фиксируются превышения предельно допустимых концентраций по содержанию в атмосферном воздухе бензпирена, формальдегида и диоксида азота, чрезмерно много кадмия, часто наблюдается превышение ПДК по мелкодисперсной пыли и оксиду углерода. По данным статистики уровень заболеваемости населения раком выше среднего. И откуда же все эти напасти?
Главный источник загрязнения почти любого современного мегаполиса – автомобили. А в Екатеринбурге машин на душу населения больше чем в Москве! Их зарегистрировано более 600 тысяч! Необходимо также учитывать, что в городе работают  десятки тысяч жителей пригородов – и многие из них добираются до рабочих мест на автомобилях. Автотранспорт – это оксиды азота, окись углерода, а до недавнего времени и опаснейший для здоровья человека свинец.
Дело в том, что до 2003 года в России для заправки автомобилей применялся этилированный бензин, в который добавлялся тетраэтилсвинец для повышения его октанового числа. В СССР эту ядовитейшую гадость стали добавлять в автомобильный бензин в массовом порядке с 1942 года - для заправки американских автомобилей, поставляемых нам по ленд-лизу (мощные двигатели "студебеккеров" не хотели работать на нашем низкооктановом топливе). Много этилированного бензина и тетраэтилсвинца в Советский Союз поставили те же США в годы войны, поскольку в СССР тетраэтилсвинца не хватало даже на авиационное топливо для военных самолетов. Таким образом, и в загрязнении наших почв свинцом виноват проклятый Обама! Все беды у нас от  него! 

К сегодняшнему дню почвы вокруг автомобильных дорог, в особенности городских магистралей, буквально пропитаны свинцом – причем этот "автомобильный" свинец еще опаснее металлургического, образующегося при выплавке металлов. По данным на начало 21 века ПДК по свинцу в почвах Екатеринбурга превышены в несколько раз. Без специальных мероприятий по обеззараживанию почв свинец никуда не исчезнет. Он будет лежать до поры до времени в почве, а потом вместе с пылью постарается попасть в наши легкие. Есть у него еще два пути, чтобы добраться до нас: через воду или продукты питания. Особенно свинец любит забираться в грибы, растущие у дорог. 

Второй крупный загрязнитель в Екатеринбурге – это не какой-нибудь завод в черте города, а комбинат "Уралэлектромедь" в пригородной Верхней Пышме. По сути, этот промышленный городок является районом Екатеринбурга – настолько близко он расположен к столице Урала. "Уралэлектромедь" - головное предприятие медного холдинга УГМК, которое занимается производством рафинированной меди.
Изготовление рафинированной меди не настолько загрязняет окружающую среду, как производство черновой меди (в «марсианском» Карабаше выплавляют именно черновую медь), поэтому местность вокруг предприятия не напоминает техногенную пустыню. Но с выбросами вредных веществ на "Уралэлектромеди" все в порядке, несмотря на проводимые экологические мероприятия. В результате в Верхней Пышме очень высокий уровень загрязнения почвы токсичными металлами (определяется как "опасный"), а также наблюдается превышение ПДК по свинцу и диоксиду азота в атмосферном воздухе. А поскольку никакой границы между В.Пышмой и Екатеринбургом нет, то все это характерно и для северных районов Екатеринбурга.

В самом Екатеринбурге работает "ВИЗ-Сталь" – маленький огрызок от некогда сильно гадящего Верх-Исетского завода. В 20 веке на этом предприятии было полноценное сталеплавильное производство, а сейчас работает, по сути, один цех холодного стального проката. Вредные выбросы есть, но в пределах разумного. Плохо, что у завода нет санитарно-защитной зоны. Наши мудрые начальники еще во времена Союза решили, что в 500 метрах от завода (как раз по розе ветров) надо построить район высотных многоэтажек. И построили микрорайон Заречный. А те, кто прибрал город к рукам в 90-е (и кому настоящую Оду спел пермяк Алексей Иванов в своем "Ебурге"), разрешили напихать между старых панелек в Заречном еще более высокие "свечки", чтобы дым с завода (и ТЭЦ на его территории) можно было вдыхать прямо с балконов. И люди с радостью раскупили там квартиры.


Помимо металлургических предприятий, в Екатеринбурге базируется большое количество машиностроительных заводов, которые хоть и не так опасны, как металлургические, но вносят свою долю в загрязнение окружающей среды. 

Одно хорошо: по сравнению с советскими временами их меньше, а те, что еще работают, снизили объемы производства ("Уралмашзавод" (на нем до 2013 года было металлургическое производство, но теперь его нет), "Уралхиммаш", "Уралтрансмаш"…).

А теперь о главном. Все что сказано выше плохого относительно городской экологии не относится к городу в целом. Причисление Екатеринбурга к самым грязным городам России – явное преувеличение. Опасное для здоровья загрязнение воздуха и почвы не характерно для всего мегаполиса. Город хоть и не большой по площади для полуторамиллионного населения, но и не маленький. С севера на юг он растянулся на 20 километров, с востока на запад примерно на 10-15 километров. Учитывая данное обстоятельство, правильнее сказать так: ряд районов и улиц Екатеринбурга – опасны для жизни, но нет оснований объявлять весь город зоной экологического бедствия. 
Выбросы от "Уралэлектромеди" в основном затрагивают северные микрорайоны Екатеринбурга (Веер, Уралмаш, Эльмаш). Там же на севере находится завод "Уралмаш" и несколько предприятий поменьше ("Уральский турбинный завод", "Уралэлектротяжмаш", "Уралтрансмаш"). Деятельность «ВИЗ-Сталь» негативно воздействует на жителей микрорайона Заречный, отчасти Сортировки и ВИЗа. На Химмаш вредное влияние оказывает одноименный завод. Вторчермет, Керамика, Ботаника и Уктус находятся рядом с промышленной зоной, где расположено много разнообразных предприятий. 

В некоторых микрорайонах есть небольшие заводики (м-рн Лечебный) или ТЭЦ (котельные), которые сильно портят воздух в своих окрестностях.  Выхлопные газы автомобилей сильнее всего сказываются на здоровье жителей центральных микрорайонов, а также тех, кто проживает в домах вдоль городских магистралей (улицы Бебеля, Токарей, Серафимы Дерябиной, Донбасская, Белинского, 8-е Марта и т.п.) и некоторых обычных двухполосных дорог, которые постоянно забиты машинами (Стрелочников, Бардина…). 

 А где лучше жить в Екатеринбурге с точки зрения экологии?  Пролетариям и офисному планктону - в юго-западных районах города, но подальше от дорог с интенсивным траффиком (Академическом, Широкой Речке, Юго-Западном, Краснолесье). Не столь уж грязно на ВИЗе и в некоторых кварталах на Старой Сортировке, которые удалены от главных дорог микрорайона. И кого не смущает азиатско-кавказский колорит Сортировки – можно селиться и там. А вот буржуинам и чиновникам лучше наслаждаться своим богатством в западных и юго-западных пригородных коттеджных поселках. Собственно, они там и живут в своих мини-дворцах, начиная с середины 90-х 20 века. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий